Мотивация рисовать

мотивация рисоватьВсем известна ситуация, когда  с понедельника/нового года обещаешь себе заниматься спортом, учить английский, рисовать каждый день, вести блог, писать книгу, вставать в 5 утра, бегать 10 км, не есть всякую гадость, дважды в день мыть полы, быть позитивным, энергичным и всегда выглядеть на все сто. В общем, быть лучшей версией себя.

Но почему-то через пару недель/месяц пыл угасает и психика, взяв тело в заложники начинает сопротивляться, прокрастинировать и вообще всячески саботировать намеченные мероприятия, такие казалось бы полезные и нужные. И жизнь возвращается на круги своя. 

Это силы воли не хватает, и мотивации, и вообще я размазня, — думает человек и с грустным видом уходит в закат, где он не моет полов, точит фаст фуд, забивает на английский и все свободное время преимущественно смотрит телек/сидит в интернете и жутко устает. И никакого рисования само собой.  Времени потому что нет.  Привет чувство вины, апатия, оправдания, прощай мотивация и энергия. И так до следующего витка. 

Прокрастинация

прокрастинацияПрокрастинацию не любят. По меркам современного общества успеха добивается только идеальный, красивый, позитивный, целеустремленный, никогда не ошибающийся и никогда ничего не откладывающий человек. Поэтому, конечно, с прокрастинацией борются, я даже больше скажу, борьбе с ней посвящают статьи, книги и даже жизнь!

Я и сама какое-то время была уверена, что это какая-то напасть, от которой срочно нужно избавиться и жить счастливо, по четкому плану, разумеется. Но потом я стала в этой теме разбираться, а потом черт меня дернул стать внимательнее к себе и начать наблюдать. Короче, закончилось все плачевно. Враг не был повержен и вообще стал мне симпатичен и мы подружились.

И теперь, если я вижу, что вместо рисования меня тянет вдруг мыть посуду (что я, признаться, делать не фанат), или страдать фигней,  я понимаю, что имеет смысл не ввязываться в бой с собой, а обратить внимание на первопричины, капнуть глубже. Рассмотрю те, которые удалось обнаружить мне.

Я устал, я ухожу

усталостьУсталость и безразличие к рисованию часто появляется после периода интенсивного обучения. 

Это очень актуально для таких людей как я. Я если чем-то увлечена, то могу часами этим чем-то заниматься, забыв про еду, сон и отдых. И если не делать стоп, получаем закономерные последствия: апатию, усталость, тотальное нежелание что-либо делать вообще.

Короче, не очень радужные перспективы. Поэтому,  нужно обязательно отслеживать эти моменты, более бережно к себе относиться и нормально, полноценно отдыхать и восстанавливаться БЕЗ ЧУВСТВА ВИНЫ. И записать себе на видном месте: отдых — это не блажь и не пустая трата времени, это необходимость!

Страх неудачи и завышенные ожидания

страх неудачиВсе мы, когда беремся за какое-то дело, хотим чтобы оно всегда получалось хорошо, а плохо — никогда. Но весь фокус в том, что  без ошибок не бывает развития.

Если всегда делаешь все хорошо и правильно, то это говорит не о достижении совершенства, а скорее о том, что ты перестал выходить из зоны комфорта, перестал экспериментировать, пробовать новое и развиваться. 

Художник который бесконечно повторяет удачные на его взгляд приемы и не привносит ничего нового в процесс, выдыхается, становится скучным и для себя и для других. А учеба без ошибок — вообще нонсенс. Но начинать новое страшно, экспериментировать тоже, а вдруг получится ерунда. И, конечно, это вполне оправданные страхи, особенно если относиться к себе как к воплощению божьей искры из-под руки которой всегда должен рождаться только и исключительно шедевр.

А между тем, как бы талантлив не был человек, это всего лишь человек, и самое лучшее, что он может сделать, отстать от себя, убрать петлю перфекционизма и завышенных ожиданий с шеи и честно делать то, что он может на данный момент, так как он может. Не пытаясь изобразить из себя кого-то, кем пока не является.

могу лучшеТо есть без этого: вот сейчас получилось не очень, но я знаю, что могу лучше!

Конечно же,  ты можешь лучше, можешь восхитительно, даже можно сказать великолепно, но просто пока не сильно старался 🙂

Я и сама много чего могу, делать операции на сердце, управлять космическим кораблем, переплыть океан брасом, рисовать как Леонардо да Винчи, да много чего еще, но просто пока не делаю. Но могу.

По факту же, если ты можешь лучше, то сделай, либо ты пока не можешь.

Почему я на этом заостряю внимание? Потому что это очень коварная иллюзия, которая связывает по рукам и ногам и благодаря которой люди перестают что либо делать вообще. Так как если все-таки продолжать рисовать, гипотетическое и такое приятное «могу лучше» растворяется и ты видишь реальность.

А в реальности бывает по-разному: результат бывает хорош, а бывает так себе,  в реальности надо работать над техникой, анализировать работы, наблюдать, читать книжки, развивать насмотренность и продолжать практиковаться. И, самое важное, в реальности ты не знаешь, как быстро ты будешь развиваться, насколько хороши будут твои работы и что ты реально СМОЖЕШЬ. Ты даже не знаешь, будешь ли ты по-прежнему хотеть рисовать через год, через 5 лет. И эта реальность без сомнения может вызывать тревогу и страх.

И дальше каждый выбирает сам, то ли жить в разрушительном мире иллюзий, то ли начать действовать и получить от этого все бонусы и эмоции, которые нельзя заменить никакими суррогатами из фантазий. Такие как:

  • Уверенность в себе
  • Радость
  • Развитие
  • Профессионализм
  • И, конечно же, реальные хорошие работы

Тяжело начать

мастерская художникаОдной из причин является плохо организованное пространство. Если мне нужно 5-10 минут потратить на то, чтобы все подготовить, найти уроки, книги, откопать акварель, поставить в нужное место стол и т д. То велика вероятность, что я предпочту потратить 15 секунд, чтобы запустить какое-то развлекательное видео на эти свободные 40 минут. Да, радости в итоге поменьше, но и напрягаться не надо.

Это, казалось бы очевидные вещи, но очень часто именно из-за плохой организации пространства люди откладывают то, что им на самом деле нравится. + Первичный дискомфорт и усилие начала присутствует в любом нетривиальном деле, способном принести нам состояние потока и радость. Поэтому ни в коем случае не стоит этот дискомфорт усугублять.

Так устроена наша психика. Мозг предпочитает простые решения. У тебя 30 минут, но надо искать материалы, думать в чем и как их взять с собой, что ж, слишком сложно, лучше забей и полистай фейсбук.

И это не лень, не отсутствие силы воли, это просто закономерности человеческого поведения, подтвержденные многими исследованиями и экспериментами, которые полезно знать и учитывать.

рюкзакНу и пара походов с тяжеленным рюкзаком по пересеченной местности творят чудеса, человек может возненавидеть и пленэры и рисование всерьез и надолго. А нужно было просто немного подготовиться.

Поэтому профессиональные художники всегда учитывают условия и в зависимости от этого и своих физических возможностей, собирают разные варианты наборов, зная вес каждого предмета, приоритетность и т д.

И я тоже к этому пришла и оценила на практике все дивиденды от данного подхода. И теперь не жалею времени, сил и фантазии на подготовку, пробую разные варианты, корректирую их. И наслаждаюсь результатами. Так что всем рекомендую.

Главное тут не переусердствовать и не затянуть подготовительный период. Минимальный набор для рисования можно собрать прямо сейчас: удобный скетчбук, правильно заточенные карандаши, клячка (стирка), канцелярский нож. Все, можно идти и рисовать. Чего всем и желаю 🙂

На этом пока остановлюсь, продолжение темы в следующей статье.

Напишите ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of