Начала писать статью про эффективное обучение и поняла, что она получается гигантской, поэтому было принято волевое решение раздробить её на части. И первая часть, конечно же, про план. Потому что у всего должен быть план 🙂
И базироваться он будет на схеме, которую я нарисовала, чтобы лучше ориентироваться в пространстве предметной области.
На моей стратегической подводной лодке разместились:
- основные виды изобразительного искусства,
- виды художественных материалов
- варианты обучения.
Я советую выписать те виды изобразительно искусства, которые больше всего отзываются и привлекательны лично для вас. Таких пунктов может быть несколько, но лучше сузить до 2-3.
Например, мне наиболее интересны: станковая, книжная и журнальная графика.
В живописи: натюрморт, пейзаж и портрет, архитектурная живопись и анималистика уже в меньшей степени.
Переходим к материалам. Здесь есть 2 варианта выбора:
- действовать методом проб,
- отталкиваться в выборе материала от вдохновляющих работ других художников.
И, чтобы сузить количество вариантов, на помощь приходит наш первый список.
Допустим, я хочу рисовать иллюстрации для книг и журналов.
Мне нравятся работы Димы Ребуса, Софьи Мироедовой, Donald Carrick, Geoffrey Hayes и John Larrecq.
Все эти авторы рисуют акварелью, тушью, либо в смешанной технике (акварель+линер, акварель+ карандаши и тд). Значит, я выбираю в качестве основных материалов карандаши, акварель, тушь и линер.
Также к этому набору имеет смысл добавить графитные карандаши разной мягкости, угольный карандаш и черный маркер, либо брашпен.
Но на этом списке особо зависать нет смысла, его всегда можно расширить и подкорректировать. Важно лишь выбрать стартовый набор.
Теперь самое интересное
Определяем что нужно знать и уметь, чтобы начать рисовать, то есть составляем каркас нашего плана. Например, вот такой
Здесь я собрала все наиболее важные пункты, осваивая которые можно получить устойчивую почву под ногами и уверенность в своих силах. Понятно, что знания и умения в каждом из пунктов можно (и нужно) развивать бесконечно. Но освоив их даже на базовом уровне, можно заметить как стало веселее и интереснее учиться.
Сбор материалов
Мы определились с тем, что изучать, следующий шаг — подбор литературы и обучающих материалов по выбранным направлениям. Книги, статьи, курсы, видео-уроки, вдохновляющие работы художников, собираем все это и начинаем систематизировать.
На самом деле сейчас в этой информации можно реально утонуть, я вспоминаю как я нашла какую-то группу в вк, где выкладывали разные книжки по рисованию, и я вне себя от радости 3 дня их качала, а там были между прочим сотни книг. А потом где-то месяц в свободное от работы, семьи и рисования время я это все добро разбирала. И разобрала-таки, стало понятно, какие книги есть, какие нужно докупить, какие хочется купить в бумажном варианте (их я добавила в отдельную заметку «хочу» и постепенно докупала). То же было и с уроками в ютубе и других источниках.
Но! Как только я систематизировала все эти материалы, началась просто песня в плане обучения. Хочешь погрузиться в цветоведение — пожалуйста, вот тебе вся подборка. Хочешь порисовать пейзажи акварелью — так вот же уроки, выбирай любой.
Также очень удобным оказалось систематизировать уроки в заметках так, чтобы были видны сюжеты, которые там рисуются.
Например, вот так в заметке выглядит урок из Акварельной зимы 2, тут можно отметить, что урок нарисован, а также написать конспект урока.
А когда все уроки объединенные в заметку сделаны, книги прочитаны, я помещаю заметку в пройденное, но перед этим перечитываю свои записи и самое важное переношу в общий конспект.
В итоге, вместо каши из кучи ссылок и файлов, которые сохранялись прозапас и которые кажутся бездонным болотом и потому обходишь их стороной, получаешь реальную картину того, что есть, по каким темам, где зияющая пустота, а где перебор и надо бы проредить. И с этим уже можно работать.
Реорганизация рабочего пространства
Это большая отдельная тема, но все-таки хочу ее хотя бы бегло затронуть в этой статье.
Очень часто получается так, что значительная часть запала, сил и мотивации уходят на информационный шум. И появляется ощущение, что безмерно, катастрофически устаёшь, висит миллион задач и просто белка в колесе.
Поэтому все, что постоянно попадает в поле зрения: браузер, рабочий стол компьютера, папки на рабочем столе, планшете и в телефоне, завалы неразобранных книг и файлов. Все это нужно максимально оптимизировать. Удалить ненужные закладки, сохраненные страницы, папки, книги, которые зачем-то оставляешь, но по факту никогда не будешь читать, отключить уведомления соц сетей, убрать отвлекающие мессенджеры и включать их только в случае, когда текущая работа или учеба завершены.
Есть и другие эффективные методики, помогающие убрать информационный шум и высвободить себе время и мозготопливо на учебу, и я постараюсь о них как-нибудь подробно рассказать, тем же кто не хочет ждать, советую почитать книгу «Джедайские техники», одна из лучших книг на мой взгляд по этой теме, очень много советов из нее внедрила в жизнь и они реально работают.
-
Развитие глазомера
В развитии глазомера очень помогают быстрые наброски, как их рисовать я писала в предыдущей статье «Как рисовать наброски», тут лишь напомню, что делая наброски с целью развить глазомер мы в первую очередь уделяем внимание пропорциям объектов и сравнивая результаты по неделям оцениваем прогресс в первую очередь по этому критерию.
Также очень полезно визировать объекты окружающего мира. Причем не обязательно переносить результаты на бумагу, на прогулке допустим, или по дороге домой, можно просто смотреть и проверять соответствует ли то, что мы думаем о расстояниях, пропорциях, соотношениях тем, чем оно реально является. Обычно тут случается много открытий и сюрпризов и также развивается глазомер.
-
Работа с тоном
Наблюдательность и умение видеть это такой же важный навык художника, как и умение рисовать. Поэтому желательно развивать их вместе. Как? Правильно, набросками и зарисовками.
Только тут у нас цель будет другой — попадание в тон, а значит максимум внимания при рисовании уделяется именно тоновым отношениям в объектах.
Можно сделать специальную тоновую шкалу и сверять с ней то, как мы видим объекты. Это очень полезное упражнение и тренировка.
Также нарисовав цветной объект в монохромной гамме, можно этот объект сфотографировать, фото перевести в чб и сравнить с рисунком. Сравнивать попадание по тону в первую очередь.
Свет и тень. Для успешной работы с тоном важно изучить основы светотеневой модели- ровки формы, чтобы понимать по каким принципам на объекты падает свет, как образу- ются тени и за счет чего создается объем в рисунке.
-
Работа с линией
Умение работать с линией очень важно.
Если линия однотонная, непластичная, то и рисунок будет таким же. Поэтому уделять этому внимание и развиваться в этом направлении нужно обязательно. И лучше всего это делать, конечно же, в набросках.
Во-первых, при рисовании быстрых набросков линия становится более живой и свободной, во-вторых, в линейных набросках у нас нет другого средства для создания объема, фактуры и пространства в рисунке, кроме линии. Поэтому толщина, интенсивность и характер линии приобретают решающее значение.
И, чтобы погрузиться в тему, очень полезно разбирать линейные рисунки великих художников, обращая внимание, как ведет себя линия, как меняется ее толщина, анализировать и повторять.
-
Цвет
Очень рекомендую включить в свою программу обучения эти 4 книги:
- Желтый и синий не дают зеленый. Майкл Уилкокс
- Иттен. Теория цвета
- Цвет и свет. Джеймс Гарни
- Песня цвета. Джинн Доби
И развивать наблюдательность, фиксировать изменения цвета объектов при разном освещении. Например, делать быстрые наброски одного и того же пейзажа (вида из окна) акварелью в разное время суток. Главное в данном случае попадание в изменяющийся цвет.
Тему цвета буду обязательно развивать отдельно и для каждой из изученных мною техник.
-
Перспектива
По перспективе есть достаточно большое количество литературы, но лично мне больше всего нравятся книги:
- Объемный рисунок и перспектива. Эрнест Норлинг.
- Искусное рисование. Эндрю Лумис
Советую начать именно с них, двигаясь от простого к сложному, и не забывать проверять свои знания на практике, делая наброски с натуры.
-
Композиция
Вот тут информации не так много, потому что тема глубокая, неоднозначная и требует вдумчивого подхода и большой насмотренности. Однако, с основными приемами композиции, такими как
- Выделение главного, смысловой и композиционный центр
- Ритм
- Статика и динамика
- Работа с контрастами
- Пропорции и масштаб
- Симметрия, ассиметрия и уравновешивание
- Направляющие линии
- Обрамление кадра
- Воздушная и тональная перспектива
имеет смысл ознакомиться сразу, и каждый приём закреплять набросками на практике.
Для более глубокого изучения темы могу рекомендовать книги:
- Язык композиции. Альбрехт Рисслер
- Геометрия дизайна. Кимберли Элам
- Искусство формы. Йоханнес Иттен
- Основы композиции. Сокольникова
- Photographic Composition. Richard D. Zakia, David A. Page
- Композиция. Теория и практика изобразительно искусства. Р. Паранюшкин
- Основы композиции. О.С. Голубева
- Золотое сечение в живописи. Ф.В. Ковалев
И, поскольку тема очень большая важная, обязательно буду писать о ней подробнее.
-
Техники
Здесь мы знакомимся и развиваем навыки работы с разными художественными материалами и техниками. Основные материалы можно увидеть в картинке с подводной лодкой, это, конечно же, не полный перечень, но наиболее распространенные и применимые тут присутствуют.
Каждый из материалов заслуживает своего отдельного внимания и одной статьей тут не обойтись. Поскольку даже в рамках одного материала может существовать множество разнообразных техник.
Но с чего-то надо начинать, и как вариант, знакомство с акварелью, пастелью и маркерами можно осуществить при помощи этих статей:
- Рисование карандашом, с чего начать
- Акварельные краски
- Рисование пастелью, с чего начать
- Как выбрать маркеры
Что дальше
Итак, мы определились с темами, с первым набором материалов и примерно представляем себе направления в которых нужно работать, знаем как делать наброски, и даже начали читать книжки по выбранным темам. Но можно внести еще больше системы и осознанности в процесс.
Например, чтобы видеть, как распределяется нагрузка по неделям, для каждой из недель я веду своеобразный дневник обучения. Весь год я дроблю на отрезки по 8-12 недель, потому что по моим наблюдениям примерно через 2-3 месяца очень хочется все бросить, а значит я делаю перерыв и отдыхаю. В рамках каждой недели у меня есть активные курсы/уроки/книги, изучением которых я занимаюсь. Отмечая свои успехи каждый день.
Во-первых, это само по себе мотивирует, во-вторых, система обучения довольно гибкая и адаптивная, за счет того, что каждую неделю я оцениваю, как идут дела и могу вносить коррективы. Если я вижу, например, что какая-то тема упорно не идет, я могу заменить ее другой, более привлекательной для меня или подобрать другой вариант изложения, чтобы сдвинуться с мертвой точки.
Также всегда можно отказаться от того, что уже не актуально, скорректировать объем информации в зависимости от количества свободного времени, или принять участие в новом обучающем курсе, который не планировался, но соответствует моим задачам и интересам.
И, поскольку я учусь сейчас сразу по 3-м направлениям, мне такой формат очень помогает, хотя и для только рисования он очень эффективен и я периодически делаю только рисовальные недели.
Надеюсь, что изложенная в этой статье информация будет полезна. Всем желаю творческих успехов и эффективного обучения! 🙂