План обучения рисованию

виды искусства и материалы - схемаНачала писать статью про эффективное обучение и поняла, что она получается гигантской, поэтому было принято волевое решение раздробить её на части. И первая часть, конечно же, про план. Потому что у всего должен быть план 🙂 

И базироваться он будет на схеме, которую я  нарисовала, чтобы лучше ориентироваться в пространстве предметной области.

На моей стратегической подводной лодке разместились: 

  • основные виды изобразительного искусства, 
  • виды художественных материалов
  • варианты обучения. 

Я советую выписать те виды изобразительно искусства, которые больше всего отзываются и привлекательны лично для вас. Таких пунктов может быть несколько, но лучше сузить до 2-3.

Например, мне наиболее интересны: станковая, книжная и журнальная графика.

В живописи: натюрморт, пейзаж и портрет, архитектурная живопись и анималистика уже в меньшей степени.

Переходим к материалам.  Здесь есть 2 варианта выбора:

  • действовать методом проб,
  • отталкиваться в выборе материала от вдохновляющих работ других художников.

И, чтобы сузить количество вариантов, на помощь приходит наш первый список. 

иллюстрация акварелью Дима Ребус
Допустим, я хочу рисовать иллюстрации для книг и журналов.

Мне нравятся работы Димы Ребуса, Софьи Мироедовой, Donald Carrick, Geoffrey Hayes и John Larrecq.

Все эти авторы рисуют акварелью, тушью, либо в смешанной технике (акварель+линер, акварель+ карандаши и тд).  Значит, я выбираю в качестве основных материалов карандаши, акварель, тушь и линер.

Также к этому набору имеет смысл добавить графитные карандаши разной мягкости, угольный карандаш и черный маркер, либо брашпен.

Но на этом списке особо зависать нет смысла, его всегда можно расширить и подкорректировать.  Важно лишь выбрать стартовый набор. 

Теперь самое интересное

Определяем что нужно знать и уметь, чтобы начать рисовать, то есть составляем каркас нашего плана. Например, вот такой

План обучения рисованию

Здесь я собрала все наиболее важные пункты, осваивая которые можно получить устойчивую почву под ногами и уверенность в своих силах. Понятно, что знания и умения в каждом из пунктов можно (и нужно) развивать бесконечно. Но освоив их даже на базовом уровне, можно заметить как стало веселее и интереснее учиться. 

Сбор материалов

книги по академическому рисункуМы определились с тем, что изучать, следующий шаг — подбор литературы и обучающих материалов по выбранным направлениям. Книги, статьи, курсы, видео-уроки, вдохновляющие работы художников, собираем все это и начинаем систематизировать. 

На самом деле сейчас в этой информации можно реально утонуть, я вспоминаю как я нашла какую-то группу в вк, где выкладывали разные книжки по рисованию, и я вне себя от радости 3 дня их качала, а там были между прочим сотни книг. А потом где-то месяц в свободное от работы, семьи и рисования время я это все добро разбирала. И разобрала-таки, стало понятно, какие книги есть, какие нужно докупить, какие хочется купить в бумажном варианте (их я добавила в отдельную заметку «хочу» и постепенно докупала). То же было и с уроками в ютубе и других источниках.

Но! Как только я систематизировала все эти материалы, началась просто песня в плане обучения. Хочешь погрузиться в цветоведение — пожалуйста, вот тебе вся подборка. Хочешь порисовать пейзажи акварелью — так вот же уроки, выбирай любой.

Также очень удобным оказалось систематизировать уроки в заметках так, чтобы были видны сюжеты, которые там рисуются.

Например, вот так в заметке выглядит урок из Акварельной зимы 2, тут можно отметить, что урок нарисован, а также написать конспект урока.

А когда все уроки объединенные в заметку сделаны, книги прочитаны, я помещаю заметку в пройденное, но перед этим перечитываю свои записи и самое важное переношу в общий конспект. 

В итоге, вместо каши из кучи ссылок и файлов, которые сохранялись прозапас и которые кажутся бездонным болотом и потому обходишь их стороной, получаешь реальную картину того, что есть, по каким темам, где зияющая пустота, а где перебор и надо бы проредить. И с этим уже можно работать.

Реорганизация рабочего пространства

схема экономии мыслетопливаЭто большая отдельная тема, но все-таки хочу ее хотя бы бегло затронуть в этой статье.

Очень часто получается так, что значительная часть запала, сил и мотивации уходят на информационный шум. И появляется ощущение, что безмерно, катастрофически устаёшь, висит миллион задач и просто белка в колесе.

Поэтому все, что постоянно попадает в поле зрения: браузер, рабочий стол компьютера, папки на рабочем столе, планшете и в телефоне, завалы неразобранных книг и файлов. Все это нужно максимально оптимизировать. Удалить ненужные закладки, сохраненные страницы, папки, книги, которые зачем-то оставляешь, но по факту никогда не будешь читать, отключить уведомления соц сетей, убрать отвлекающие мессенджеры и включать их только в случае, когда текущая работа или учеба завершены.

Есть и другие эффективные методики, помогающие убрать информационный шум и высвободить себе время и мозготопливо на учебу, и я постараюсь о них как-нибудь подробно рассказать, тем же кто не хочет ждать, советую почитать книгу «Джедайские техники»,  одна из лучших книг на мой взгляд по этой теме, очень много советов из нее внедрила в жизнь и они реально работают.

  1. Развитие глазомера

В развитии глазомера очень помогают быстрые наброски, как их рисовать я писала в предыдущей статье «Как рисовать наброски», тут лишь напомню, что делая наброски с целью развить глазомер мы в первую очередь уделяем внимание пропорциям объектов и сравнивая результаты по неделям оцениваем прогресс в первую очередь по этому критерию. 

визирование

Также очень полезно визировать объекты окружающего мира. Причем не обязательно переносить результаты на бумагу, на прогулке допустим, или по дороге домой,  можно просто смотреть и проверять соответствует ли то, что мы думаем о расстояниях, пропорциях, соотношениях тем, чем оно реально является. Обычно тут случается много открытий и сюрпризов и также развивается глазомер. 

  1. Работа с тоном

тоновая шкалаНаблюдательность и умение видеть это такой же важный навык художника, как и умение рисовать. Поэтому желательно развивать их вместе.  Как? Правильно, набросками и зарисовками. 

Только тут у нас цель будет другой — попадание в тон, а значит максимум внимания при рисовании уделяется именно тоновым отношениям в объектах.

Можно сделать специальную тоновую шкалу и сверять с ней то, как мы видим объекты. Это очень полезное упражнение и тренировка.

Также нарисовав цветной объект в монохромной гамме, можно этот объект сфотографировать, фото перевести в чб и сравнить с рисунком. Сравнивать попадание по тону в первую очередь. 

  1. Работа с линией

Дюрер. НосорогУмение работать с линией очень важно.

Если линия однотонная, непластичная, то и рисунок будет таким же. Поэтому уделять этому внимание и развиваться в этом направлении нужно обязательно. И лучше всего это делать, конечно же, в набросках.

Во-первых, при рисовании быстрых набросков линия становится более живой и свободной, во-вторых,  в линейных набросках у нас нет другого средства для создания объема, фактуры и пространства в рисунке, кроме линии. Поэтому толщина, интенсивность и характер линии приобретают решающее значение. 

И, чтобы погрузиться в тему, очень полезно разбирать линейные рисунки великих художников, обращая внимание, как ведет себя линия, как меняется ее толщина, анализировать и повторять.

  1. Цвет

книги о цветеОчень рекомендую включить в свою программу обучения эти 4 книги: 

  • Желтый и синий не дают зеленый. Майкл Уилкокс
  • Иттен. Теория цвета
  • Цвет и свет. Джеймс Гарни
  • Песня цвета. Джинн Доби

И развивать наблюдательность, фиксировать изменения цвета объектов при разном освещении. Например, делать быстрые наброски одного и того же пейзажа (вида из окна) акварелью в разное время суток. Главное в данном случае попадание в изменяющийся цвет. 

Тему цвета буду обязательно развивать отдельно и для каждой из изученных мною техник. 

  1. Перспектива

По перспективе есть достаточно большое количество литературы, но лично мне  больше всего нравятся книги:

книги по перспективе

  • Объемный рисунок и перспектива. Эрнест Норлинг. 
  • Искусное рисование. Эндрю Лумис  

Советую начать именно с них, двигаясь от простого к сложному,  и не забывать проверять свои знания на практике, делая наброски с натуры.

  1. Композиция

Вот тут информации не так много, потому что тема глубокая, неоднозначная и требует вдумчивого подхода и большой насмотренности.  Однако, с основными приемами композиции, такими как 

  • Выделение главного, смысловой и композиционный центр
  • Ритм
  • Статика и динамика
  • Работа с контрастами
  • Пропорции и масштаб
  • Симметрия, ассиметрия и уравновешивание
  • Направляющие линии
  • Обрамление кадра
  • Воздушная и тональная перспектива

имеет смысл ознакомиться сразу, и каждый приём закреплять набросками на практике.

Для более глубокого изучения темы могу рекомендовать книги:книги по композиции

  • Язык композиции. Альбрехт Рисслер
  • Геометрия дизайна. Кимберли Элам
  • Искусство формы. Йоханнес Иттен
  • Основы композиции. Сокольникова
  • Photographic Composition. Richard D. Zakia,  David A. Page
  • Композиция. Теория и практика изобразительно искусства. Р. Паранюшкин
  • Основы композиции. О.С. Голубева
  • Золотое сечение в живописи. Ф.В. Ковалев

И, поскольку тема очень большая важная, обязательно буду писать о ней подробнее.

  1. Техники

Здесь мы знакомимся и развиваем навыки работы с разными художественными материалами и техниками. Основные материалы можно увидеть в картинке с подводной лодкой, это, конечно же, не полный перечень, но наиболее распространенные и применимые тут присутствуют.

Каждый из материалов заслуживает своего отдельного внимания и одной статьей тут не обойтись. Поскольку даже в рамках одного материала может существовать множество разнообразных техник.

Но с чего-то надо начинать, и как вариант, знакомство с акварелью, пастелью и маркерами можно осуществить при помощи этих статей:

Что дальше

обучение рисованию примерИтак, мы определились с темами, с первым набором материалов и примерно представляем себе направления в которых нужно работать, знаем как делать наброски, и даже начали читать книжки по выбранным темам.  Но можно внести еще больше системы и осознанности в процесс.

Например, чтобы видеть, как распределяется нагрузка по неделям, для каждой из недель я веду своеобразный дневник обучения. Весь год я  дроблю на отрезки по 8-12 недель, потому что по моим наблюдениям примерно через 2-3 месяца очень хочется все бросить, а значит я делаю перерыв и отдыхаю.  В рамках каждой недели у меня есть активные курсы/уроки/книги, изучением которых я занимаюсь. Отмечая свои успехи каждый день.

обучение, пример организации
Во-первых, это само по себе мотивирует, во-вторых, система обучения довольно гибкая и адаптивная, за счет того, что каждую неделю я оцениваю, как идут дела и могу вносить коррективы. Если я вижу, например, что какая-то тема упорно не идет, я могу заменить ее другой, более привлекательной для меня или подобрать другой вариант изложения, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

Также всегда можно отказаться от того, что уже не актуально, скорректировать объем информации в зависимости от количества свободного времени, или принять участие в новом обучающем курсе, который не планировался, но соответствует моим задачам и интересам.

И, поскольку я учусь сейчас сразу по 3-м направлениям, мне такой формат очень помогает, хотя и для только рисования он очень эффективен и я периодически делаю только рисовальные недели.

Надеюсь, что изложенная в этой статье информация будет полезна. Всем желаю творческих успехов и  эффективного обучения!  🙂

3
Напишите ответ

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
ЕленаArnikaОлеся Авторы недавних комментариев
  Subscribe  
newest oldest most voted
Notify of
Елена
Гость
Елена

Нашла много полезной информации, мой сын хочет на летних каникулах научиться рисовать, много интересного почерпнула у вас

Олеся
Гость
Олеся

Добрый день! Очень, очень полезная и интересная статья. Для меня, как для начинающей свои шаги в рисовании, очень было интересно читать. Я пока учусь рисовать карандашами, т.к. боюсь не верно подобрать цвет и испортить рисунок, но благодаря вашей статье, буду пробовать. Спасибо Вам.