План обучения рисованию

виды искусства и материалы - схемаНачала писать статью про эффективное обучение и поняла, что она получается гигантской, поэтому было принято волевое решение раздробить её на части. И первая часть, конечно же, про план. Потому что у всего должен быть план 🙂 

И базироваться он будет на схеме, которую я  нарисовала, чтобы лучше ориентироваться в пространстве предметной области.

На моей стратегической подводной лодке разместились: 

  • основные виды изобразительного искусства, 
  • виды художественных материалов
  • варианты обучения. 

Я советую выписать те виды изобразительно искусства, которые больше всего отзываются и привлекательны лично для вас. Таких пунктов может быть несколько, но лучше сузить до 2-3.

Например, мне наиболее интересны: станковая, книжная и журнальная графика.

В живописи: портрет, пейзаж и архитектурная живопись, натюрморт и анималистика уже в меньшей степени.

Переходим к материалам.  Здесь есть 2 варианта выбора:

  • действовать методом проб,
  • отталкиваться в выборе материала от вдохновляющих работ уже существующих художников.

И, чтобы сузить количество вариантов, на помощь приходит наш первый список. 

иллюстрация акварелью Дима Ребус
Допустим, я хочу рисовать иллюстрации для книг и журналов.

Мне нравятся работы Димы Ребуса, Софьи Мироедовой, Donald Carrick, Geoffrey Hayes и John Larrecq.

Все эти авторы рисуют акварелью, тушью, либо в смешанной технике (акварель+линер, акварель+ карандаши и тд).  Значит, я выбираю в качестве основных материалов карандаши, акварель, тушь и линер.

Также к этому набору имеет смысл добавить графитные карандаши разной мягкости, угольный карандаш и черный маркер, либо брашпен.

Но на этом списке особо зависать нет смысла, его всегда можно расширить и подкорректировать.  Важно лишь выбрать стартовый набор. 

Теперь самое интересное

Определяем что нужно знать и уметь, чтобы начать рисовать, то есть составляем каркас нашего плана. Например, вот такой

План обучения рисованию

Здесь я собрала все наиболее важные пункты, осваивая которые можно получить устойчивую почву под ногами и уверенность в своих силах. Понятно, что знания и умения в каждом из пунктов можно (и нужно) развивать бесконечно. Но освоив их даже на базовом уровне, можно заметить как стало веселее и интереснее учиться. 

Сбор материалов

книги по академическому рисункуМы определились с тем, что изучать, следующий шаг — подбор литературы и обучающих материалов по выбранным направлениям. Книги, статьи, курсы, видео-уроки, вдохновляющие работы художников, собираем все это и начинаем систематизировать. 

На самом деле сейчас в этой информации можно реально утонуть, я вспоминаю как я нашла какую-то группу в вк, где выкладывали разные книжки по рисованию, и я вне себя от радости 3 дня их качала, а там были между прочим сотни книг. А потом где-то месяц в свободное от работы, семьи и рисования время я это все добро разбирала. И разобрала-таки, стало понятно, какие книги есть, какие нужно докупить, какие хочется купить в бумажном варианте (их я добавила в отдельную заметку «хочу» и постепенно докупала). То же было и с уроками в ютубе и других источниках.

Но! Как только я систематизировала все эти материалы, началась просто песня в плане обучения. Хочешь погрузиться в цветоведение — пожалуйста, вот тебе вся подборка. Хочешь порисовать пейзажи акварелью — так вот же уроки, выбирай любой.

Также очень удобным оказалось систематизировать уроки в заметках так, чтобы были видны сюжеты, которые там рисуются.

Например, вот так в заметке выглядит урок из Акварельной зимы 2, тут можно отметить, что урок нарисован, а также написать конспект урока.

А когда все уроки объединенные в заметку сделаны, книги прочитаны, я помещаю заметку в пройденное, но перед этим перечитываю свои записи и самое важное переношу в общий конспект. 

В итоге, вместо каши из кучи ссылок и файлов, которые сохранялись прозапас и которые кажутся бездомным болотом и потому обходишь их стороной, получаешь реальную картину того, что есть, по каким темам, где зияющая пустота, а где перебор и надо бы проредить. И с этим уже можно работать.

Реорганизация рабочего пространства

схема экономии мыслетопливаЭто большая отдельная тема, но все-таки хочу ее хотя бы бегло затронуть в этой статье.

Очень часто получается так, что значительная часть запала, сил и мотивации уходят на информационный шум. И появляется ощущение, что безмерно, катастрофически устаёшь, висит миллион задач и просто белка в колесе.

Поэтому все, что постоянно попадает в поле зрения: браузер, рабочий стол компьютера, папки на рабочем столе, планшете и в телефоне, завалы неразобранных книг и файлов. Все это нужно максимально оптимизировать. Удалить ненужные закладки, сохраненные страницы, папки, книги, которые зачем-то оставляешь, но по факту никогда не будешь читать, отключить уведомления соц сетей, убрать отвлекающие мессенджеры и включать их только в случае, когда текущая работа или учеба завершены.

Есть и другие эффективные методики, помогающие убрать информационный шум и высвободить себе время и мозготопливо на учебу, и я постараюсь о них как-нибудь подробно рассказать, тем же кто не хочет ждать, советую почитать книгу «Джедайские техники»,  одна из лучших книг на мой взгляд по этой теме, очень много советов из нее внедрила в жизнь и они реально работают.

  1. Развитие глазомера

В развитии глазомера очень помогают быстрые наброски, как их рисовать я писала в предыдущей статье «Как рисовать наброски», тут лишь напомню, что делая наброски с целью развить глазомер мы в первую очередь уделяем внимание пропорциям объектов и сравнивая результаты по неделям оцениваем прогресс в первую очередь по этому критерию. 

визирование

Также очень полезно визировать объекты окружающего мира. Причем не обязательно переносить результаты на бумагу, на прогулке допустим, или по дороге домой,  можно просто смотреть и проверять соответствует ли то, что мы думаем о расстояниях, пропорциях, соотношениях тем, чем оно реально является. Обычно тут случается много открытий и сюрпризов и также развивается глазомер. 

  1. Работа с тоном

тоновая шкалаНаблюдательность и умение видеть это такой же важный навык художника, как и умение рисовать. Поэтому желательно развивать их вместе.  Как? Правильно, набросками и зарисовками. 

Только тут у нас цель будет другой — попадание в тон, а значит максимум внимания при рисовании уделяется именно тоновым отношениям в объектах.

Можно сделать специальную тоновую шкалу и сверять с ней то, как мы видим объекты. Это очень полезное упражнение и тренировка.

Также нарисовав цветной объект в монохромной гамме, можно этот объект сфотографировать, фото перевести в чб и сравнить с рисунком. Сравнивать попадание по тону в первую очередь. 

  1. Работа с линией

Дюрер. НосорогУмение работать с линией очень важно.

Если линия однотонная, непластичная, то и рисунок будет таким же. Поэтому уделять этому внимание и развиваться в этом направлении нужно обязательно. И лучше всего это делать, конечно же, в набросках.

Во-первых, при рисовании быстрых набросков линия становится более живой и свободной, во-вторых,  в линейных набросках у нас нет другого средства для создания объема, фактуры и пространства в рисунке, кроме линии. Поэтому толщина, интенсивность и характер линии приобретают решающее значение. 

И, чтобы погрузиться в тему, очень полезно разбирать линейные рисунки великих художников, обращая внимание, как ведет себя линия, как меняется ее толщина, анализировать и повторять.

  1. Цвет

книги о цветеОчень рекомендую включить в свою программу обучения эти 4 книги: 

  • Желтый и синий не дают зеленый. Майкл Уилкокс
  • Иттен. Теория цвета
  • Цвет и свет. Джеймс Гарни
  • Песня цвета. Джинн Доби

И развивать наблюдательность, фиксировать изменения цвета объектов при разном освещении. Например, делать быстрые наброски одного и того же пейзажа (вида из окна) акварелью в разное время суток. Главное в данном случае попадание в изменяющийся цвет. 

Тему цвета буду обязательно развивать отдельно и для каждой из изученных мною техник. 

  1. Перспектива

По перспективе есть достаточно большое количество литературы, но лично мне  больше всего нравятся книги:

книги по перспективе

  • Объемный рисунок и перспектива. Эрнест Норлинг. 
  • Искусное рисование. Эндрю Лумис  

Советую начать именно с них, двигаясь от простого к сложному,  и не забывать проверять свои знания на практике, делая наброски с натуры.

  1. Композиция

Вот тут информации не так много, потому что тема глубокая, неоднозначная и требует вдумчивого подхода и большой насмотренности.  Однако, с основными приемами композиции, такими как 

  • Выделение главного, смысловой и композиционный центр
  • Ритм
  • Статика и динамика
  • Работа с контрастами
  • Пропорции и масштаб
  • Симметрия, ассиметрия и уравновешивание
  • Направляющие линии
  • Обрамление кадра
  • Воздушная и тональная перспектива

имеет смысл ознакомиться сразу, и каждый приём закреплять набросками на практике.

Для более глубокого изучения темы могу рекомендовать книги:книги по композиции

  • Язык композиции. Альбрехт Рисслер
  • Геометрия дизайна. Кимберли Элам
  • Искусство формы. Йоханнес Иттен
  • Основы композиции. Сокольникова
  • Photographic Composition. Richard D. Zakia,  David A. Page
  • Композиция. Теория и практика изобразительно искусства. Р. Паранюшкин
  • Основы композиции. О.С. Голубева
  • Золотое сечение в живописи. Ф.В. Ковалев

И, поскольку тема очень большая важная, обязательно буду писать о ней подробнее.

  1. Техники

Здесь мы знакомимся и развиваем навыки работы с разными художественными материалами и техниками. Основные материалы можно увидеть в картинке с подводной лодкой, это, конечно же, не полный перечень, но наиболее распространенные и применимые тут присутствуют.

Каждый из материалов заслуживает своего отдельного внимания и одной статьей тут не обойтись. Поскольку даже в рамках одного материала может существовать множество разнообразных техник.

Но с чего-то надо начинать, и как вариант, знакомство с акварелью, пастелью и маркерами можно осуществить при помощи этих статей:

Что дальше

обучение рисованию примерИтак, мы определились с темами, с первым набором материалов и примерно представляем себе направления в которых нужно работать, знаем как делать наброски, и даже начали читать книжки по выбранным темам.  Но можно внести еще больше системы и осознанности в процесс.

Например, чтобы видеть, как распределяется нагрузка по неделям, для каждой из недель я веду своеобразный дневник обучения. Весь год я  дроблю на отрезки по 8-12 недель, потому что по моим наблюдениям примерно через 2-3 месяца очень хочется все бросить, а значит я делаю перерыв и отдыхаю.  В рамках каждой недели у меня есть активные курсы/уроки/книги, изучением которых я занимаюсь. Отмечая свои успехи каждый день.

обучение, пример организации
Во-первых, это само по себе мотивирует, во-вторых, система обучения довольно гибкая и адаптивная, за счет того, что каждую неделю я оцениваю, как идут дела и могу вносить коррективы. Если я вижу, например, что какая-то тема упорно не идет, я могу заменить ее другой, более привлекательной для меня или подобрать другой вариант изложения, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

Также всегда можно отказаться от того, что уже не актуально, скорректировать объем информации в зависимости от количества свободного времени, или принять участие в новом обучающем курсе, который не планировался, но соответствует моим задачам и интересам.

И, поскольку я учусь сейчас сразу по 3-м направлениям, мне такой формат очень помогает, хотя и для только рисования он очень эффективен и я периодически делаю только рисовальные недели.

Надеюсь, что изложенная в этой статье информация будет полезна. Всем желаю творческих успехов и  эффективного обучения!  🙂

2
Напишите ответ

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ArnikaОлеся Авторы недавних комментариев
  Subscribe  
newest oldest most voted
Notify of
Олеся
Гость
Олеся

Добрый день! Очень, очень полезная и интересная статья. Для меня, как для начинающей свои шаги в рисовании, очень было интересно читать. Я пока учусь рисовать карандашами, т.к. боюсь не верно подобрать цвет и испортить рисунок, но благодаря вашей статье, буду пробовать. Спасибо Вам.