Переходит ли количество в качество при рисовании

dega«Качество в рисовании приходит с количеством!» — слышим мы повсюду.

В книгах, видео-уроках, выступлениях, вебинарах посвященных рисованию, все как заведенные повторяют это как мантру.

Общепринятые и модные нынче лозунги гласят: очень много работайте, очень много рисуйте, рисуйте каждый день, рисуйте-рисуйте-рисуйте и будет вам счастье!

И вроде бы все тут верно, но в этом подходе так легко обмануться и упустить главное! 

Поэтому сегодня я хочу заняться исследованием вопроса, переходит ли количество в качество при рисовании на самом деле? И сразу, получите!

Я думаю, что нет. Во всяком случае не в то качество, которое мне бы хотелось иметь на выходе. Вот сколько людей регулярно рисовало в прошлом (ныне живущих рассматривать не будем), и сколько из них перешли из статуса хорошего рисовальщика в статус художника с личным самобытным высказыванием.  И дело тут не только в таланте. Недостаточно много рисовать, недостаточно быть хорошим рисовальщиком, более того, это даже не основное для художника. Навык, конечно, важен,   но лишь как средство. И вот тут вы чувствуете, как начинает смещаться система координат? Не чувствуете? Тогда продолжу :)

Весь фокус в том, что мысль и идея рождает художника в первую очередь, а уж потом умение держать карандаш или кисть в руке. Отсюда и истинная первопричина рисования, его цель.

Эдгар Дега

Рисунок — это высказывание, история, эмоция, которой ты хочешь поделиться. Это то, что тебя трогает, то, как ты видишь мир, то, какой мир живет внутри тебя. И когда ты пытаешься рассказать эту историю, ты очень быстро начинаешь понимать, чего именно тебе не хватает, каких средств (или просто понимаешь, что чего-то тебе не хватает :)). И именно это понимание становится движущей силой обучения. А не та манипулятивная история, которой учат большинство книг и авторов всевозможных треннингов. Сразу оговорюсь, что я не против такого рода вещей, особенно в рабочем процессе, когда есть конкретные задачи, их нужно решать, так почему не простимулировать себя, да, это нужно знать и уметь. Но не подменять понятия.

Поясню на примере. Это как бак с бензином и вечный двигатель. Если у вас только бак с бензином, то вы проедете столько, на сколько хватит этого самого бензина, пусть и достаточно быстро, а потом нужна заправка или стоим. А вот вечный двигатель — совсем же другое дело. Само движение стимулирует выработку энергии и ехать можно вечно, ну, или пока машина не сломается :)

Эта мысль у меня бродила и вызревала последние месяца 3-4 и наконец оформилась во вполне осязаемое понимание и, практически сразу, перешла в действие.

Эдгар Дега

Итак, я провела небольшой эксперимент над собой, я решила отказаться от обязательного каждодневного рисования, к которому стремилась последние пол года (и даже местами вполне успешно), точнее даже не так, я решила сместить все свои акценты.

И вот что я заметила,  я с азартом начала делать наброски, играть с композицией, много читать и изучать информации по темам, которые нужны для выражения моих идей. Я собираю материал, я могу часами ходить с фотоаппаратом и искать натуру, а потом каждую свободную минуту зарисовывать тоновые отношения, пытаясь словить свое впечатление и эмоцию. А до этого, между прочим, был серьезный ступор и я вообще не хотела рисовать больше никогда.

Эдгар Дега

Дальше, я начала обращать внимание на пробелы в темах, которые раньше меня не занимали, при этом они оказались основополагающими в решении задач, которые я перед собой ставлю сейчас. Теперь я  рассматриваю уроки, книги и лекции, а также сюжеты в них, не с точки зрения, ах, как было бы здорово нарисовать такую картинку, выложить в инстаграмм и собрать лайков, комплиментов и поглаживаний для моего эго (зловещий смех). Я расширяю инструментарий для реализации собственных задумок, не рисую картинки ради картинок.

Получается-не получается — это другой вопрос, это перешло в разряд технических моментов и наращивания профессионализма, спокойного наращивания, тут нет надрыва, нет этого «О, Боже! У меня нет таланта, заливка легла не так!»

Понимаете к чему я? Ну, не легла в этот раз, проработаю и ляжет как надо. Это просто техника. И линия станет увереннее и штрих таким как нужно. Важно то, что я этой линией и этим штрихом хочу сказать. Зачем они мне и какие именно подойдут под мои цели в этом случае? Почему я хочу сделать так, а не иначе? Как еще можно сделать? Какая цветовая комбинация лучше выразит нужную эмоцию? Вопросов много. И именно поэтому обучение идет эффективнее всего. Во всяком случае у меня.

Эдгар Дега

Я начинаю искать ответы, анализировать работы мастеров, пробовать повторить что-то. Пытаюсь понять, что делает работу такой живой и интересной для меня. И это очень увлекательно на самом деле. Гораздо увлекательнее, чем тезис «обязательно рисуй каждый день», или «нужно очень много работать».

О чем это вообще? На галерах нужно много работать! А в творчестве (как и в жизни) нужно уметь чувствовать, думать, быть честным, искренним, сильным, чтобы принимать решения, идти вперед и не бояться.  На мой взгляд. Или что это за жизнь? И в чем смысл такого творчества? Чем такое творчество отличается от укладки асфальта?

Эдгар Дега

В общем, мы с Антон Павловичем (кстати, чертовски привлекательный был мужчина :)) сходимся во взглядах, так что буду выдавливать из себя раба по капле. Вот такой пока план развития. + вдумчивая рационализация процесса обучения (люблю я это! :)), чтобы «работать не 12 часов в день, а головой» и удовольствие от этого получать.

На этом закругляюсь, желаю всем успехов, радости творчества, и позволить себе заменить бак с бензином на вечный двигатель само собой! :)

P.S.: рисунки на этот раз в статье не мои, а Эдгара Дега, чьи наброски я нежно люблю, но я думаю все и сами догадались :)

Напишите ответ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz